В любой экстренной ситуации звоните по номеру:
8 (999) 111-11-11
В любой экстренной ситуации звоните по номеру:
8 (999) 111-11-11
Горячая линия "Ребёнок в опасности"
8 999 111 11 11
8 (999) 111-11-11
123
ГУ МВД России по Иркутской области
Адрес: Литвинова улица, д. 15, г. Иркутск, 664003
Дежурная часть: +7 (3952) 21-65-11
Факс дежурной части: +7 (3952) 29-19-09
Для справок: +7 (3952) 21-67-12
Оперативно-разыскная часть собственной безопасности: +7 (3952) 21-69-29
МЧС
8 (999) 111-11-11
101
01
ГИБДД
8 (999) 111-11-11
102
ДПС ГИБДД
127
ФСБ
8 (999) 111-11-11
ПАМЯТКА
для родителей по профилактике экстремизма и терроризма
Уважаемые родители!
В настоящее время в мире все чаще говорят о проблеме экстремизма. И для этого есть все основания. Основной группой риска для пропаганды экстремистов является подростковая молодежь.
Обращаем внимание на необходимость принятия дополнительных мер по обеспечению безопасности Ваших детей. Предостерегите их от негативного влияния экстремистских идей!
Что такое экстремизм?
Экстремизм – это приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила.
Под экстремизм могут попадать действия отчаявшихся или неуравновешенных людей, а также партий, оппозиционных политических лидеров, преследующих четкие цели и использующих их в качестве тактики борьбы.
Экстремизм – крайне опасное явление в жизни любого общества. Оно создает угрозу основам конституционного строя, ведет к попиранию конституционных прав и свобод человека и гражданина, подрывает общественную безопасность и государственную целостность Российской Федерации.
Полное содержание экстремисткой деятельности (экстремизма) раскрыто в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Согласно ст. 15 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных организациях и занятию частной детективной и охранной деятельностью.
За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут административную, уголовную, и гражданско-правовую ответственность.
Административная ответственность за проявления экстремизма.
Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
ст. 20.1 КоАП РФ – мелкое хулиганство, это нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей (штраф может быть увеличен до 2500 рублей, если хулиганство сопровождалось неповиновением законному требованию представителя власти); административный арест на срок до пятнадцати суток.
ст. 20.3 КоАП РФ – пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики. Предусмотренная нацистская атрибутика и символика могут включать в себя знамена, значки, атрибуты униформы, иные отличительные знаки, приветствия и приветственные жесты. Этот запрет связан с тем, что он оскорбляет память о жертвах Великой Отечественной войны.
За такое нарушение предусмотрены: штраф в размере от 500 до 1000 рублей с конфискацией атрибутики или символики; арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией атрибутики или символики.
Изготовление, сбыт нацистской атрибутики или символики влекут за собой ответственность в виде штрафа на граждан в размере от 1000 до 2500 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
ст. 20.29 КоАП РФ -массовое распространение экстремистских материалов, а равно их производство, либо хранение в целях массового распространения, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов. Экстремистские материалы – это документы, либо информация на иных носителях, которые призывают к осуществлению экстремистской деятельности.
Данное правонарушение влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от 1000 до 3000 рублей с конфискацией указанных материалов, арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов.
Уголовная ответственность за экстремистские преступления.
Круг экстремистских преступлений достаточно широк. В соответствии с примечанием 2 к ст. 282.1 Уголовного кодекса Российской Федерации под преступлениями экстремистской направленности понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, либо информационнотелекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».
Все эти преступления можно разделить на несколько групп:
п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ – убийство по данным мотивам;
п. «е» ч. 2 ст. 111 УК РФ – умышленное причинение тяжкого вреда здоровью по тем же мотивам;
п. «е» ч. 2 ст. 112 УК РФ – умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью по этим же мотивам;
ч. 2 ст. 115 УК РФ – умышленное причинение легкого вреда здоровью по указанным мотивам;
ч. 2 ст. 116 УК РФ – побои, совершенные по указанным мотивам;
п. «з» ч. 2 ст. 117 УК РФ – истязание по тем же мотивам;
п. 2 ст. 119 УК РФ – угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью по тем же мотивам.
II. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина:
ст. 136 УК РФ – дискриминация,то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, религии и т.д.;
ст. 148 УК РФ – воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий;
ст. 149 УК РФ – воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них.
III. Экстремистскими преступлениями являются преступления против общественнойбезопасности и общественной нравственности, а также безопасности государства:
ч. 1 ст. 213 УК РФ – хулиганство, совершенное по мотивам политической, расовой, национальной или религиозной ненависти, или вражды или по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
ч. 2 ст. 214 УК РФ – вандализм, совершенный по тем же мотивам;
п. «б» ч. 2 ст. 244 УК РФ – надругательство над телами умерших и местами их захоронения, совершенное по указанным мотивам;
ст. 280 УК РФ – публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, в том числе совершенные с использованием СМИ, либо сети «Интернет»;
ст. 282 УК РФ – возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства по указанным мотивам,совершенные публично или с использованием СМИ, в том числе сети «Интернет»;
ст. 282.1 УК РФ – организация экстремистского сообщества;
ст. 282.2 УК РФ – организация деятельности экстремистской организации.
Степень уголовной ответственности зависит от степени тяжести преступления –штраф от ста тысяч рублей до лишения свободы (от шести месяцев до пожизненного заключения).
ПОМНИТЕ!!!
Лица, добровольно прекратившие участие в деятельности общественного или религиозного объединения, которые признаны судом экстремистскими, освобождаются от уголовной ответственности.
Документ по антитеррористической защищенности
ПАМЯТКА
«ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Понятие и формы экстремистской деятельности
Основными нормативно-правовыми актами, направленными на борьбу с экстремисткой деятельностью являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О
противодействии экстремистской деятельности»1 (далее Закон о противодействии экстремизму), Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и др.
Российское законодательство не содержит определения экстремистской деятельности. Закон о противодействии экстремизму (ст.1) включает в себя формы экстремистской деятельности:
насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части территории Российской Федерации), за исключением делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами;
публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
1 Собрание законодательства РФ.2002. № 30. Ст. 3031.
пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма иэкстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально- технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
Согласно Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 г. № 344 (Далее – Стратегия противодействия экстремизму), экстремизм во всех его проявлениях ведет к нарушению гражданского мира и согласия, основных прав и свобод человека и гражданина, подрывает государственную и общественную безопасность, создает реальную угрозу суверенитету, единству и территориальной целостности Российской Федерации, сохранению основ конституционного строя Российской Федерации, а также межнациональному (межэтническому) и межконфессиональному единению, политической и социальной стабильности.
Экстремизм является одной из наиболее сложных проблем современного российского общества, что связано в первую очередь с многообразием его проявлений, неоднородным составом экстремистских организаций, деятельность которых угрожает национальной безопасности Российской Федерации.
На современном этапе отмечается тенденция к дальнейшему распространению радикализма среди отдельных групп населения и обострению внешних и внутренних экстремистских угроз.
Внешними экстремистскими угрозами являются поддержка и стимулирование рядом государств деструктивной деятельности, осуществляемой иностранными или международными неправительственными организациями, направленной на дестабилизацию общественно-политической и социально- экономической обстановки в Российской Федерации, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, включая инспирирование «цветных революций», на разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также содействие деятельности международных экстремистских и террористических организаций, в частности распространению экстремистской идеологии и радикализма в обществе.
Учёные выделяют следующую цепь связанных между собой звеньев: радикализм - экстремизм - фанатизм - терроризм. Можно
1 Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 29.05.2020 № 344//Собрание законодательства РФ.2020. № 22. Ст. 3475.
предположить, что эта цепь выглядит как движение от малого к большему, но опасность для общества может вызывать даже зачатки радикализма и последствия его могут быть необратимы.
Если исходить из правового толкования данных понятий, то можно ориентироваться на Стратегию противодействия экстремизму:
а) идеология насилия - совокупность взглядов и идей, оправдывающих применение насилия для достижения политических, идеологических, религиозных и иных целей;
б) радикализм - бескомпромиссная приверженность идеологии насилия, характеризующаяся стремлением к решительному и кардинальному изменению основ конституционного строя Российской Федерации, нарушению единства и территориальной целостности Российской Федерации;
в) экстремистская идеология - совокупность взглядов и идей, представляющих насильственные и иные противоправные действия как основное средство разрешения политических, расовых, национальных, религиозных и социальных конфликтов;
г) проявления экстремизма (экстремистские проявления) - общественно опасные противоправные действия, совершаемые по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, способствующие возникновению или обострению межнациональных (межэтнических), межконфессиональных и региональных конфликтов, а также угрожающие конституционному строю Российской Федерации, нарушению единства и территориальной целостности Российской Федерации; д) субъекты противодействия экстремизму - федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;
е) противодействие экстремизму - деятельность субъектов противодействия экстремизму, направленная на выявление и устранение причин экстремистских проявлений, а также на предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений экстремистской направленности, минимизацию и (или) ликвидацию их последствий.
Стратегия противодействия экстремизму выделяет внутренние и внешние экстремистские угрозы.
Внутренними экстремистскими угрозами являются попытки осуществления националистическими, радикальными общественными, религиозными, этническими и иными организациями и объединениями, отдельными лицами экстремистской деятельности для реализации своих целей, распространение идеологии насилия, склонение, вербовка или иное вовлечение российских граждан и находящихся на территории страны иностранных граждан в деятельность экстремистских сообществ и иную противоправную деятельность, а также формирование замкнутых этнических и религиозных анклавов.
К внутренним угрозам также относятся межнациональные (межэтнические) и территориальные противоречия и конфликты в отдельных субъектах Российской Федерации, обусловленные историческими и социально-экономическими особенностями и приводящие к сепаратистским проявлениям, заключающимся в попытках нарушения территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отделения части ее территории) или дезинтеграции государства, а также в организации и подготовке таких действий, пособничестве в их совершении, подстрекательстве к их осуществлению.
Экстремизм распространяется за пределы отдельных государств и представляет глобальную угрозу безопасности всего мирового сообщества. Некоторыми государствами экстремизм используется в качестве средства для достижения таких геополитических целей, как нарушение территориальной целостности государств - геополитических противников или развязывание в них гражданских войн, а также для инспирирования «цветных революций» в этих государствах1.
Цели, задачи, основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму
Целью государственной политики в сфере противодействия экстремизму, согласно Стратегии противодействия экстремизму, является защита основ конституционного строя Российской Федерации, государственной и общественной безопасности, прав и свобод граждан от экстремистских угроз.
К задачам государственной политики в сфере противодействия экстремизму относятся:
а) создание единой государственной системы мониторинга в сфере противодействия экстремизму;
б) совершенствование законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики в сфере противодействия экстремизму;
в) консолидация усилий субъектов противодействия экстремизму, институтов гражданского общества и иных заинтересованных организаций;
г) организация в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть
«Интернет», информационного сопровождения деятельности субъектов противодействия экстремизму, а также реализация эффективных мер, направленных на информационное противодействие распространению экстремистской идеологии;
д) разработка и осуществление комплекса мер по повышению эффективности профилактики, выявления и пресечения преступлений и административных правонарушений экстремистской направленности.
Стратегия противодействия экстремизму включает в себя широкий круг направлений государственной политики в сфере противодействия экстремизму. Такими направлениями являются:
а) в области законодательной деятельности:
обеспечение эффективного применения норм законодательства Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму;
проведение мониторинга правоприменительной практики в сфере противодействия экстремизму;
совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму в части, касающейся пресечения производства и распространения экстремистских материалов, в том числе на электронных носителях информации, а также в информационно- телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет»;
1 Там же. Совершенствование механизмов противодействия деструктивной деятельности иностранных или международных неправительственных организаций;
принятие на региональном и муниципальном уровнях соответствующих целевых программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма и терроризма, предупреждения межнациональных (межэтнических) конфликтов;
принятие управленческих решений, разработка проектов нормативных правовых актов и программных документов в сфере противодействия экстремизму с учетом национального, социально-культурного, религиозного и регионального факторов;
б) в области правоохранительной деятельности: координация деятельности правоохранительных органов,
органов государственной власти, органов местного самоуправления в совместной работе с институтами гражданского общества и организациями по выявлению и пресечению экстремистских проявлений, инспирирования «цветных революций», реализуемых с использованием политического, социального, религиозного и национального факторов;
проведение профилактической работы с лицами, подверженными влиянию экстремистской идеологии;
реализация принципа неотвратимости и соразмерности наказания за осуществление экстремистской деятельности;
повышение эффективности работы правоохранительных органов по выявлению и пресечению изготовления, хранения и распространения экстремистских материалов, символики и атрибутики экстремистских организаций;
организация профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов и получения ими дополнительного
профессионального образования по утвержденным в установленном порядке учебным программам в области выявления, пресечения, раскрытия, расследования, профилактики и квалификации экстремистских проявлений;
совершенствование процедуры проведения экспертизы материалов, предположительно содержащих информацию экстремистского характера;
обеспечение совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасности граждан и общественного порядка в местах их проведения;
обеспечение взаимодействия субъектов противодействия экстремизму на приграничных территориях в целях пресечения проникновения на территорию Российской Федерации членов международных экстремистских и террористических организаций; выявление и устранение источников и каналов финансирования экстремистской и террористической деятельности;
в) в области государственной национальной политики: проведение мониторинга межрасовых, межнациональных
(межэтнических) и межконфессиональных отношений, социально- политической ситуации в Российской Федерации в целях предотвращения возникновения конфликтов либо их обострения, а также выявления причин и условий экстремистских проявлений и минимизации их последствий, в том числе с использованием государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций;
реализация мер правового и информационного характера по недопущению использования этнического и религиозного факторов в избирательном процессе и в предвыборных программах;
обеспечение реализации прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания без нанесения ущерба религиозным чувствам верующих и национальной идентичности граждан России;
разработка и реализация с участием институтов гражданского общества региональных и муниципальных программ по профилактике экстремизма и противодействию экстремизму;
проведение социологических исследований по вопросам противодействия экстремизму, а также оценка эффективности деятельности субъектов противодействия экстремизму по профилактике экстремизма;
своевременное реагирование субъектов противодействия экстремизму и институтов гражданского общества на возникновение конфликтных ситуаций и факторов, способствующих этому;
мотивирование граждан к информированию субъектов противодействия экстремизму о ставших им известными фактах подготовки к осуществлению экстремистской деятельности, а также о любых обстоятельствах, которые могут способствовать предупреждению экстремистской деятельности, ликвидации или минимизации ее последствий;
предотвращение любых форм дискриминации по признаку социальной, расовой, национальной, языковой, политической, идеологической или религиозной принадлежности; формирование в обществе атмосферы неприятия пропаганды и оправдания экстремистской идеологии, ксенофобии, национальной или религиозной исключительности;
г) в области государственной миграционной политики: совершенствование государственной миграционной политики Российской Федерации в части, касающейся привлечения иностранных работников к деятельности на территории Российской Федерации и определения потребности государства в иностранной рабочей силе; обеспечение скоординированной деятельности субъектов противодействия экстремизму, направленной на недопущение формирования неблагоприятной миграционной ситуации в стране; противодействие незаконной миграции, профилактика, предупреждение, выявление и пресечение нарушений миграционного законодательства Российской Федерации, а также совершенствование мер ответственности за такие нарушения; развитие программ социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в общество, привлечение к реализации и финансированию этих программ работодателей, получающих квоты на привлечение иностранной рабочей силы; принятие мер, препятствующих возникновению пространственной сегрегации, формированию этнических анклавов, социальной исключенности отдельных групп граждан; привлечение институтов гражданского общества к деятельности субъектов противодействия экстремизму при соблюдении принципа невмешательства; всестороннее освещение мер, принимаемых в сфере реализации государственной миграционной политики Российской Федерации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, информирование граждан о текущей миграционной ситуации, ее влиянии на различные аспекты жизни российского общества, а также противодействие распространению в информационном пространстве вызывающих в обществе ненависть и вражду ложных сведений о миграционных процессах; развитие информационных систем учета иностранных граждан, пребывание которых на территории Российской Федерации является нежелательным;
д) в области государственной информационной политики: проведение мониторинга средств массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», в целях пресечения распространения экстремистской идеологии и выявления экстремистских материалов, в том числе содержащих призывы к подготовке и совершению террористических актов; совершенствование мер по ограничению доступа на территории Российской Федерации к информационным ресурсам в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», распространяющим экстремистскую идеологию; создание специализированного информационного банка данных экстремистских материалов; принятие эффективных мер по недопущению ввоза на территорию Российской Федерации экстремистских материалов, а также их изготовления и распространения внутри страны; использование возможностей средств массовой информации, а также ресурсов сети «Интернет» в целях сохранения межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и приобщения к ним молодежи; содействие заключению соглашений, направленных на решение задач в сфере противодействия экстремизму и терроризму, между организаторами распространения информации в сети «Интернет» и профильными государственными и негосударственными организациями, в том числе иностранными;проведение тематических встреч с представителями средств массовой информации и интернет-сообщества в целях противодействия распространению экстремистской идеологии;подготовка и размещение в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», социальной рекламы, направленной на патриотическое воспитание молодежи; координация мер, направленных на информационное противодействие распространению экстремистской идеологии в сети «Интернет» (в том числе в социальных сетях), а также проведение на регулярной основе работы по разъяснению сути противоправной деятельности, осуществляемой лидерами экстремистских организаций, с привлечением видных деятелей культуры, науки, авторитетных представителей общественности, информационного сообщества, конфессий и национальных объединений; информирование граждан о деятельности субъектов противодействия экстремизму; подготовка и распространение информационных материалов о предупреждении и пресечении экстремистской деятельности, ориентированных на повышение бдительности российских граждан, возникновение у них заинтересованности в противодействии экстремизму; создание и эффективное использование специализированных информационных систем в целях осуществления правоприменительной практики в сфере противодействия экстремизму; выявление способов оказания экстремистскими организациями информационно-психологического воздействия на население, а также изучение особенностей восприятия и понимания различными группами людей информации, содержащейся в экстремистских материалах;
е) в области образования и государственной молодежной политики: включение в региональные и муниципальные программы по развитию образования и воспитанию несовершеннолетних мероприятий по формированию у подрастающего поколения уважительного отношения ко всем национальностям, этносам и религиям; организация досуга детей, подростков, молодежи, семейного досуга, обеспечение доступности для населения объектов культуры, спорта и отдыха, создание условий для реализации творческого и спортивного потенциала, культурного развития граждан; осуществление мер государственной поддержки системы воспитания молодежи, основанной на традиционных российских духовно-нравственных ценностях; проведение в образовательных организациях занятий по воспитанию патриотизма, культуры мирного поведения, межнациональной (межэтнической) и межконфессиональной дружбы, по обучению навыкам бесконфликтного общения, а также умению отстаивать собственное мнение, противодействовать социально опасному поведению (в том числе вовлечению в экстремистскую деятельность) всеми законными способами; включение в учебные планы, учебно-методические материалы учебных предметов, направленных на воспитание традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры межнационального (межэтнического) и межконфессионального общения, формирование у детей и молодежи на всех этапах образовательного процесса общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России; повышение профессионального уровня педагогических работников, разработка и внедрение новых образовательных стандартов и педагогических методик, направленных на противодействие экстремизму; обеспечение активного участия коллегиальных органов управления образовательных организаций в профилактике экстремизма среди учащихся и студентов; проведение мониторинга девиантного поведения молодежи, социологических исследований социальной обстановки в образовательных организациях, а также молодежных субкультур в целях своевременного выявления и недопущения распространения экстремистской идеологии; повышение престижности образования в российских религиозных образовательных организациях, а также применение мер государственной поддержки системы общественного контроля за выездом российских граждан для обучения в иностранных религиозных образовательных организациях; включение в федеральный государственный образовательный стандарт по специальности «Журналистика» образовательных программ по информационному освещению мер,принимаемых для противодействия экстремизму; усиление роли координационных органов при федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации в деятельности по воспитанию патриотизма и формированию общероссийской гражданской идентичности у молодежи; взаимодействие субъектов противодействия экстремизму с молодежными общественными объединениями, организациями спортивных болельщиков, группами лиц и гражданами в целях профилактики экстремистских проявлений при проведении массовых мероприятий; совершенствование мер, направленных на профилактику экстремистских проявлений в образовательных организациях; проведение мероприятий по своевременному выявлению и пресечению фактов радикализации несовершеннолетних;
ж) в области государственной культурной политики: формирование в Российской Федерации
межконфессионального и внутриконфессионального взаимодействия в целях обеспечения гражданского мира и согласия;
включение в программы подготовки работников культуры учебного предмета, направленного на изучение основ духовно- нравственной культуры народов Российской Федерации; содействие активному распространению идеи исторического единства народов Российской Федерации; государственная поддержка производства продукции средств массовой информации и создания художественных произведений, направленных на профилактику экстремистских проявлений;
з) в области международного сотрудничества:
укрепление позиций Российской Федерации в международных организациях, деятельность которых направлена на противодействие экстремизму;
развитие международного, межкультурного и межконфессионального взаимодействия как эффективного средства противодействия распространению экстремистской идеологии;
совершенствование взаимодействия федеральных органов государственной власти с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия экстремизму;
продвижение в двустороннем и многостороннем форматах российских инициатив по вопросам противодействия экстремистской деятельности, в том числе осуществляемой с использованием сети «Интернет»;
заключение с иностранными государствами соглашений, направленных на решение задач в сфере противодействия экстремизму;
налаживание международного сотрудничества в сфере противодействия экстремизму на основе строгого соблюдения основных принципов и норм международного права, в частности принципа суверенного равенства государств;
недопущение использования международного сотрудничества в сфере противодействия экстремизму в качестве инструмента реализации политических и геополитических целей;
укрепление ведущей роли государств и их компетентных органов в противодействии экстремизму и развитии международного сотрудничества в этой сфере;
участие в обмене передовым опытом в сфере противодействия экстремизму, включая разработку совместных
международно-правовых документов;
организация взаимодействия компетентных органов государств - членов Шанхайской организации сотрудничества в рамках реализации Конвенции Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму, подписанной Российской Федерацией 9 июня 2017 г., а также принятие мер, направленных на присоединение к данной Конвенции других государств;
и) в области обеспечения участия институтов гражданского общества в реализации государственной политики в сфере противодействия экстремизму:
государственная поддержка институтов гражданского общества (в том числе ветеранских и молодежных организаций), деятельность которых направлена на профилактику экстремистских проявлений, и использование их потенциала в целях патриотического воспитания граждан, обеспечения единства многонационального народа Российской Федерации, формирования в обществе атмосферы нетерпимости к экстремистской деятельности, неприятия экстремистской идеологии и применения насилия для достижения политических, идеологических, религиозных и иных целей;
привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к реализации проектов, направленных на укрепление межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, сохранение исторической памяти и патриотическое воспитание молодежи, профилактику социально опасного поведения граждан и содействие духовно-нравственному развитию личности;
участие общественных советов и иных консультативных органов, созданных при государственных органах и органах местного самоуправления, в деятельности по гармонизации
межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений;
оказание содействия средствам массовой информации в широком и объективном освещении деятельности субъектов противодействия экстремизму.
Виды ответственности за осуществление экстремистской деятельности
За осуществление экстремистской деятельности установлена как административная, так и уголовная ответственность.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит большое количество норм, предусматривающих административную ответственность за совершение административных правонарушений экстремистского характера. К ним, например, относятся:
Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (статья 5.26. КоАП РФ);
Злоупотребление свободой массовой информации (статья 13.15. КоАП РФ);
Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (статья 20.3. КоАП РФ);
Организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности (статья 20.28. КоАП РФ);
Производство и распространение экстремистских материалов (статья 20.29. КоАП) и др.
Уголовный кодекс Российской Федерации содержит понятие преступления экстремистской направленности. Примечание к ст.282.1 УК РФ определяет, что преступлениями экстремистской направленности являются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса РФ и пунктом «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса РФ.
Таким образом, к преступлениям экстремисткой направленности относятся любые преступления (против личности, против общественного порядка, общественной безопасности и т.д.), совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, как предусмотренные соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса РФ, так и не предусмотренными соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса РФ, но совершенные по указанному мотиву.
В связи с возрастающей актуальностью проблемы коррупции, возникает необходимость в их классификации. Перечень коррупционных преступлений содержит Указание Генпрокуратуры России № 35/11, МВД России № 1 от 24.01.2020 (в ред. от 13.07.2020 г.) «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» (согласно терминологии, применяемой в данном документе, - «преступлений экстремистской направленности»).
Согласно перечню № 20 к преступлениям экстремистской направленности относятся противоправные деяния, имеющие все перечисленные ниже признаки:
«б» ч. 2 ст. 115, п. «з» ч. 2 ст. 117, п. «б» ч. 1 ст. 213, ст. 280, 280.1,
282, 282.1, 282.2, 282.3, 357.
>= 12.08.2007), п. «б» ч. 2 ст. 116 (дата < 15.07.2016), ч. 2 ст. 119
(дата < 06.08.2019).
213, ч. 2 ст. 214, ст. 239, 243, 244, 317, 318, 335, 336, 354.1.
![]() |
1 В случае, когда установить время совершения преступления не представляется возможным, - от даты его выявления.
12.08.2007), ст. 142 (дата >= 12.08.2007), ст. 142.1 (дата >=
12.08.2007), ч. 4 ст. 150 (дата >= 12.08.2007), ст. 213 (дата <
12.08.2007), ст. 214 (дата < 01.06.2007), ст. 278 (дата >=
12.08.2007), ст. 279 (дата >= 12.08.2007).
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011
№ 11 (ред. от 20.09.2018) «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности», к числу преступлений экстремистской направленности также относит преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (например, статьями 280, 280.1, 282, 282.1,
282.2, 282.3 УК РФ, пунктом «л» части 2 статьи 105, пунктом «е»
части 2 статьи 111, пунктом «б» части 1 статьи 213 УК РФ), а также иные преступления, совершенные по указанным мотивам, которые в соответствии с пунктом «е» части 1 статьи 63 УК РФ признаются обстоятельством, отягчающим наказание.
Таким образом, к числу общественно-опасных деяний экстремисткой направленности, за совершение которых наступает уголовная ответственность, например, относятся:
Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий (статья 148 УК РФ);
Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности(статья 280 УК РФ);
Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (статья 280.1 УК РФ);
Нарушение территориальной целостности Российской Федерации (статья 280.2 УК РФ);
Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (статья 282УК РФ);
Организация экстремистского сообщества (статья 282.1 УК
РФ);
Организация деятельности экстремистской организации (статья 282.2 УК РФ);
Финансирование экстремистской деятельности (статья 282.3 УК РФ);
Реабилитация нацизма (статья 354.1 УК РФ).
Действия при подозрении на вероятность теракта
Если имеются подозрения на возможность организации теракта, следует усилить бдительность и немедленно докладывать директору о следующих подозрительных признаках:
-попытка проникновения в школу посторонних людей;
-стремление незнакомых людей вступить в контакт с охраной или детьми;
-ведение наблюдения за территорией школы – визуального или с помощью технических средств;
-изучение подсобных помещений посторонними людьми;
-прибытие в адрес школы незаказанных грузов или появление на территории незнакомых предметов;
-выход из строя сигнализации, телефонной связи или электроэнергии.
Подробная информация
Вводный текст на тему пожарной безопасности
Общие требования пожарной безопасности
Запрещается
Действия при возникновении пожара
Проблемы охраны здоровья детей, профилактики детского травматизма, создания безопасных условий обучения и воспитания находятся под постоянным контролем администрации и педагогов.
Вводный текст на тему профилактике травматизма обучающихся и воспитанников
В рамках профилактической работы по предупреждению травматизма обучающихся и уменьшению рисков возникновения травмоопасных ситуаций во всех структурных подразделениях МБОУ СОШ №:
Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике